Акционерное общество
«Пассажирское автотранспортное предприятие № 1 г. Ярославль
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
по предприятию №410
от 21.06.2017г.
Должностная инструкция водителя автобуса
Вступает в силу с 1 июля 2017г.
1. Общее положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет основные права, обязанности и ответственность водителей автобусов – работников АО «ПАТП-1 г. Ярославля».
1.2. Водитель автобуса относится к категории технических исполнителей, принимается на работу и увольняется с неё приказом директора предприятия по представлению начальника автоколонны.
1.3. Водитель автобуса подчиняется непосредственно начальнику автоколонны.
1.4. Главными задачами водителей автобусов является обеспечение безопасности перевозки пассажиров и высокой культуры их обслуживания.
1.5. Работая на линии, водитель должен помнить, что ему доверена жизнь и безопасность пассажиров. При управлении автобусом водитель ОБЯЗАН проявлять максимум внимания и осторожности и ни при каких случаях не рисковать, рассчитывая на свое умение и удачу.
1.6. При выпуске на линию водитель обязан выполнять распоряжения диспетчера Общества по выпуску, а при работе на линии – линейного диспетчера «Яргортранса» и лиц, имеющих право контроля.
1.7. При наличии профессии слесаря водитель может привлекаться для проведения технического обслуживания и ремонта закрепленного автобуса.
1.8. В своей деятельности водитель автобуса руководствуется:
1.8.1. Правилами дорожного движения;
1.8.2. Уставом автомобильного транспорта;
1.8.3. Правилами перевозки пассажиров и багажа;
1.8.4. Уставом предприятия;
1.8.5. Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;
1.8.6. правилами и инструкциями по охране труда, технике безопасности (Приложение № 2);
1.8.7. противопожарным мероприятиям и производственной санитарии;
1.8.8. инструкцией и порядком проведения экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях или в других случаях (Приложение № 1);
1.8.9. порядком оказания первой медицинской помощи;
1.8.10. правилами внутреннего трудового распорядка;
1.8.11. настоящей должностной инструкцией водителя автобуса;
1.8.12. приказами и распоряжениями по предприятию;
1.8.13. инструкцией по предупреждению актов терроризма на транспорте (Приложение №9);
1.8.14. Инструкцию по предупреждению пожаров и ожогов (Приложение № 3)
1.8.15. При выполнении перевозок по территориям промышленных предприятий строго выполнять требования локальных нормативных документов предприятий-заказчиков;
1.9. Водитель автобуса, в соответствии с Приказом Минтранса России № 287 от 28.05.2015 года должен уметь:
- безопасно и эффективно управлять транспортным средством соответствующей категории в различных условиях дорожного движения;
- соблюдать Правила дорожного движения;
- контролировать своё эмоциональное состояние;
- проверять техническое состояние транспортного средства;
- устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории, не требующие разборку узлов и агрегатов;
- обеспечить безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства соответствующей категории, их перевозку либо прием, размещение и перевозку багажа;
- выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях дорожного движения;
- использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
- прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению;
- своевременно принимать решения и действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
- оказывать первую помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
- использовать средства тушения пожара;
- совершенствовать навыки управления транспортным средством;
1.10. Водитель обязан знать:
1.10.1. Автобусные маршруты, закрепленные за обслуживанием и их особенности, (опасные места на маршруте, название остановок, наименование и расположение на маршруте культурно-бытовых учреждений, пункты и места пересадок на другие маршруты и виды транспорта);
1.10.2. Формы путевой документации и порядок её оформлении; нормы времени на пробег по маршруту, на котором он работает;
1.10.3. Устройство, работу, правила пользования дополнительного оборудования, установленного на автобусе (в том числе радиостанции «Гранит-Навигатор-2.07», навигационной системы) тахографа; (Приложение № 14)
1.10.4. Виды проездных документов, перечень категорий пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд;
1.10.5. Принцип работы, правила пользования мобильными платежными терминалами, необходимыми для обилечивания пассажиров при работе без кондуктора. (Приложение № 11, 12)
1.10.6. Формы и порядок ведения билетно-учетной документации;
1.10.7. Тарифную плату за проезд и провоз багажа;
1.10.8. особенности законодательства в области организации регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров автобусами;
1.10.9. основы законодательства в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
1.11. Водитель автобуса обязан знать и выполнять требования, предусмотренные квалификационными характеристиками профессий водителей автотранспортных средств, соответствующие присвоенному ему классу квалификации, проходить курсы повышения квалификации по направлению предприятия.
1.12. На основании приказа № 2 от 29.01.1973 Министра автомобильного транспорт, статьи 74 ТК РФ и в соответствии с коллективным договором, водители могут привлекаться для работы по ТО и ремонту автомобилей. Работы выполняются соответственно присвоенным квалификационным разрядам. Оплата производится исходя из фактически отработанных часов и выполненного объема работ.
1.13. В соответствии с требованиями безопасности дорожного движения 2 раза в год, с пециально отведенное время, водитель обязан произвести подготовку автобуса к техническому осмотру в следующем объеме:
- предоставить автобус механикам ОТК для осмотра и составления заявки;
- произвести мойку автобуса;
- очистить от пыли и грязи узлы и агрегаты автобуса, а также маркировочные таблички с номерами кузова и двигателя;
- поставить вымытый автобус на ремонтный участок для проведения ремонтно-регулировочных работ согласно заявке;
- по указанию должностного лица выполнить ремонтные работы в соответствии с присвоенным квалификационным разрядом слесаря по ремонту автомобилей;
- предоставить подготовленный автобус на ОТК для приемки качества выполненных работ;
- предъявлять подготовленный автобус и необходимый перечень документов для прохождения техосмотра по месту требования;
1.14. Внешний вид водителя при исполнении им обязанностей должен соответствовать нормам делового этикета: возможен свободный стиль, но категорически запрещено выезжать на линию спортивной одежде, шортах, тапочках, а также иметь при себе:
- Российское национальное водительское удостоверение на право управления автобусом соответствующей категории;
- временное разрешение при отсутствии удостоверения в установленных случаях;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- диагностическую карту с не истекшим сроком действия;
- путевой лист;
- маршрутное расписание со схемой маршрута и указанием опасных мест, остановочных пунктов;
- настоящую инструкцию водителя автобуса;
- страховой полис ОСАГО и извещение о ДТП;
- при работе на заказе персональную карту водителя для тахографа;
1.15. Водитель автобуса должен быть вежливым со всеми без исключения:
пассажирами, участниками дорожного движения, сотрудниками полиции и другими лицами, заботиться о пассажирах, проявлять внимание, терпимость, быть предупредительным по отношению к ним, дисциплинированным, сосредоточенным, уметь быстро принимать правильные решения.
1.16. Водитель автобуса должен прибыть на территорию предприятия перед началом смены заблаговременно, с целью исполнения обязанностей водителя, предусмотренных разделом 3 настоящей инструкции, опоздание на работу и отсутствие на работе по причинам, не являющимися уважительными, запрещены. В случае невозможности выйти на работу водитель обязан заблаговременно предупредить об этом начальника колонны и диспетчера по выпуску автобусов.
1.17. Водителю категорически запрещено появление и нахождение на работе, на территории предприятия, в диспетчерских пунктах в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения.
1.18. Водителю категорически запрещено курение табака на рабочем месте и на территории предприятия в необорудованных и непредусмотренных для этого местах.
1.19. Водителю в любых случаях категорически запрещается нарушать утвержденный порядок заправки и пломбировки топливных баков, каким либо образом осуществлять слив топлива из топливного бака для любых целей, самостоятельно снимать (нарушать) пломбу топливного бака. (Приложение № 15 «Порядок заправки автобусов»
1.20. В случае получения травм при следовании на работу, с работы или во время исполнения своих обязанностей действовать в соответствии с «Порядком действий при получении травмы» Приложение № 13
2. Обязанности водителя перед выездом на линию
2.1. Водитель перед началом работы на линии обязан:
- у диспетчера гаража получить путевой лист;
- пройти предрейсовый медицинский осмотр;
- проверить внешний вид автобуса и чистоту в салоне;
- проверить техническое состояние автобуса;
- записать показания спидометра;
- поставить подпись в путевом листе о приеме автобуса в исправном состоянии;
- включить навигационную систему, проверить её работоспособность (Приложение № 16);
- установить либо настроить лобовой, боковой и задний указатель маршрутов;
- водителям, осуществляющим перевозки по заказам в обязательном порядке привести в рабочее состояние тахограф (Приложение № 14).
- иметь, а при необходимости получить билетную продукцию и мобильные платежные терминалы.
2.2. предоставить автобус механику ОТК для проверки. Только после проверки технического состояния, работоспособности навигационной системы, показаний спидометра и подписи механиком ОТК путевого листа водитель выезжает на линию.
2.3. При работе с кондуктором водитель обязан взять кондуктора (Приложение № 10).
2.4. При проверке технического состояния автобуса перед выездом водитель в обязательном порядке должен проверить заправку автобуса топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, состояние и работоспособность рабочего и стояночного тормоза, рулевого управления, колес и шин, приборов освещения и сигнализации, спидометра, дверей, зеркал заднего вида, номерных знаков, внешнего вида автобуса и салона, исправность радиостанции и радиодинамиков, установленного тахографа, наличие двух противооткатных приборов, двух огнетушителей, медицинской аптечки, знака аварийной остановки. В случае неисполнения указанного требования, и как следствие, выхода автобуса из строя, водитель несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.
2.5. Водитель должен проверить правильность установки и соответствие маршруту передних, боковых и задних указателей маршрута, наличие в салоне Правил пользования автобусом, необходимых надписей в салоне (стоимость проезда и провоза багажа, штрафа за безбилетный проезд и провоз багажа, знаков «Курение запрещено», знаков и надписей обозначающих расположение огнетушителя, надписей с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов, наличие информации о перевозчике с указанием номеров контактных телефонов, надписей информирующих о расположении аварийных (запасных) выходов, табличек «Вход» и «Выход».
2.6. В случае обнаружения неисправностей, при наличии которых запрещается выезд на линию согласно Правилам дорожного движения, а также в случае неисправностей дверей, сигнала кондуктора, наружного и внутреннего освещения, радиостанции и радиодинамиков, навигационной системы, тахографа, подножек, сидений, в случае проникновения отработанных газов внутрь салона, при отсутствии комплекта эксплуатационного оборудования, надписей в салоне и снаружи кузова водитель обязан известить об этом диспетчера и механика колонны (механика ОТК) для составления соответствующей заявки на ремонт транспортного средства.
3. Обязанности водителя при работе на линии
3.1. Водитель при работе на линии обязан обеспечить:
3.1.1. объявление остановок,
3.1.2. постоянное внимание к процессу управления автобусом и транспортной обстановке,
3.1.3. строгое соблюдение расписания и маршрута движения,
3.1.4. выполнение пассажирами правил пользования автобусом,
3.1.5. постоянный контроль за исправностью узлов и агрегатов, систем автобуса, в т.ч. влияющих на безопасность движения.
3.2. При обнаружении в салоне автобуса забытых пассажирами вещей водитель должен убедиться в их безопасности и передать их диспетчеру автостанции или диспетчеру гаража с записью в «Журнале забытых вещей». В случае если оставленные вещи вызывают сомнение в их безопасности, водитель должен высадить пассажиров, отвести автобус в наименее безопасное место и вызвать сотрудников полиции.
3.3. При прибытии автобуса к диспетчерскому пункту перед началом работы водитель обязан прийти лично к диспетчеру и передать ему путевой лист для оформления и, получив указания диспетчера, приступить к работе на маршруте.
3.4. При движении автобуса по маршруту водитель обязан:
3.4.1 Неукоснительно соблюдать и исполнять требования Правил дорожного движения и иных документов, регламентирующих работу на линии, в том числе локальных нормативных актов, действующих в предприятии (Приложения № 4,5,6,7,8).
3.4.2. строго соблюдать расписание при прохождении контрольных пунктов на маршруте, в случае
невозможного движения строго по установленному маршруту выйти на связь с диспетчером с целью определения пути объезда возникшего препятствия.
3.4.3 останавливать автобус на каждой, предусмотренной маршрутом остановке (в том числе в случае отсутствия на остановке пассажиров).
3.4.4. плавно начинать движении, не допускать резких торможений, выбирать безопасную скорость движения и дистанцию, останавливать автобус на остановочных пунктах так, чтобы автобус стоял параллельно тротуару и находился на расстоянии не более 35 сантиметров от него, если остановка занята другим транспортным средством, то остановиться на безопасном расстоянии, а после отправления впереди стоящего автобуса – подъехать к остановке.
3.4.5. Останавливать автобус по требованию работников полиции и лиц, имеющих право контроля, а также для пересадки пассажиров из автобуса, остановившегося в пути из-за неисправности только с соблюдением Правил дорожного движения.
3.4.6. производить посадку-высадку пассажиров строго в пунктах остановок на маршрутах через все двери автобуса. По прибытии автобуса на остановку и прекращении движения открыть двери, а перед началом движения – закрыть двери, убедившись в окончании захода и выхода пассажиров; в виде исключения производить высадку пассажиров вне пункта остановки на маршруте при вынужденной остановке автобуса по причине технической неисправности или при запрещении в установленном порядке дальнейшего движения. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций обеспечить экстренную эвакуацию пассажиров из автобуса, руководствуясь «Инструкцией по экстренной эвакуации пассажиров из автобуса» (Приложение № 1).
3.4.7.Обеспечить работу и пользоваться автоинформатором , а при его неисправности или отсутствии – громко и правильно объявлять название каждого остановочного пункта, напоминать пассажирам о своевременной оплате проезда, предупреждать об окончании посадки и о закрытии дверей.
3.5. При работе без кондуктора водитель обязан:
3.5.1 на остановках производить сбор платы за проезд пассажиров и провоз пассажирами багажа с выдачей документов установленного образца и осуществлять транзакции электронных проездных документов с помощью мобильных транспортных терминалов (Приложение № 11, 12);
3.5.2. иметь достаточный запас билетов для их бесперебойной реализации;
3.5.3. Билетную продукцию, размен и выручку хранить только в кондукторской сумке, являющейся кассой, которая в обязательном порядке должна находиться у водителя при работе на маршруте без кондуктора;
3.5.4. ежедневно, после окончания смены, сдавать выручку в кассу предприятия в полном объеме;
3.5.5. правильно и своевременно вести билетно-учетную документацию, предъявлять ее контролирующим лицам,
3.5.6. сумму размена вписывать прописью в билетно-учетном листе;
3.5.7. выполнять установленный для водителя финансовый план;
3.5.8. не допускать безбилетного проезда пассажиров и провоза неоплаченного багажа;
3.5.9. в последний рабочий день месяца «снять» остатки билетной продукции в билетной кассе;
3.5.10. Водителю запрещается при работе на линии без кондуктора:
3.5.10.1. хранить личные деньги и использованные билеты в кондукторской сумке, являющейся кассой;
3.5.10.2. выдавать билеты в момент контроля без получения платы за проезд (плата за проезд получена ранее);
3.5.10.3. выдавать пассажирам ранее использованные билеты (от предыдущих рейсов или не принадлежащих данному водителю или билеты не того номинала, или не принадлежащие предприятию);
3.5.10.4. продавать билеты половинками;
3.5.10.5. продавать билеты из середины или конца катушки;
3.5.10.6. не выдавать билеты пассажирам на полученную сумму, выдавать билеты пассажирам на сумму менее полученной суммы денег;
3.5.10.7. допускать излишки или недостачу выручки в кассе;
3.5.11. На конечном пункте маршрута водитель обязан проверить состояние салона и в случае необходимости принять меры к устранению выявленных недостатков или сделать уборку в салоне. Собранный мусор утилизировать только в специально отведенный контейнер. В неосвещенном салоне автобуса в темное время суток производить какие-либо работы запрещается.
3.5.12. В случае причинения пассажиром материального ущерба автобусу водитель обязан принять меры к задержанию пассажира, виновного в случившемся, при возможности привлечь свидетелей, обратиться за содействием к сотрудникам полиции, а также передать сообщение о случившемся диспетчеру.
3.5.13. В процессе управления автобусом на линии водителю строго запрещается:
3.5.13.1. Курить (как в процессе управления транспортным средством, так и при нахождении в кабине и салоне транспортного средства), принимать пищу;
3.5.13.2. вести какие либо переговоры, в том числе по телефону без использования гарнитуры;
3.5.13.3. провозить в кабине людей, багаж, при движении автобуса по маршруту исключить проезд кондуктора в кабине водителя.
3.5.13.4. транспортировать в кабине, салоне или технических отсеках автобуса какие-либо горюче-смазочные материалы;
3.5.13.5. начинать движение до полного закрытия дверей;
3.5.13.6. открывать двери до полной остановки автобуса;
3.5.13.7. отклоняться от маршрута; использовать автобус для перемещения в личных целях;
3.5.13.8. проезжать мимо остановок, даже в случае отсутствия на остановке пассажиров.
3.5.13.9. производить посадку и высадку пассажиров вне остановочных пунктов;
3.5.13.10. допускать грубые, нетактичные выражения или действия в адрес пассажиров, контролирующих лиц и других участников дорожного движения;
3.5.13.11. отказываться от работы, предоставленной диспетчером (в т.ч. маршрута, расписания, подменной машины и т.д.);
3.5.13.12. заканчивать работу раньше, чем это предусмотрено графиком; самовольно уходить с работы, делать сход с линии без объективной причины.
3.5.14. После окончания работы водитель обязан пройти в обязательном порядке послерейсовый медицинский осмотр.
3.5.15. После окончания работы водитель первой смены обязан передать своему сменщику надлежащим образом оформленный путевой лист.
3.5.16. В случае опоздания водителя второй смены, водитель первой смены не имеет права оставлять автобус до прихода сменщика. В случае неявки сменщика водитель первой смены обязан вернуться на территорию предприятия и выполнить требования, перечисленные в пункте 4.15 настоящей инструкции.
3.5.17. При смене на линии водитель второй смены обязан:
3.5.17.1. пройти предрейсовый медицинский осмотр;
3.5.17.2. проверить техническое состояние автобуса;
3.5.17.3. записать показания спидометра;
3.5.17.4. поставить подпись в путевом листе о приеме автобуса в исправном техническом состоянии.
3.5.18. Водителю первой смены категорически запрещается:
3.5.18.1. задерживать каким-либо образом устранение неисправностей до прихода водителя второй смены;
3.5.18.2. сдавать автобус водителю, не указанному в путевом листе или не прошедшему предрейсовый медицинский осмотр;
3.5.18.3. производить смену без уведомления диспетчера;
3.5.19. В случае если при смене водителей автобус находится в неисправном состоянии, то водитель второй смены обязан принять автобус, сделав запись в путевом листе об имеющихся дефектах, и следовать в предприятие для их устранения.
3.5.20. Водитель после окончания работы и возращения в предприятие обязан:
3.5.20.1. предоставить автобус механику ОТК для проверки технического состояния, сообщив об обнаруженных во время работы на линии неисправностях автобуса;
3.5.20.2. заправить автобус топливом «до полного бака» согласно Положения (Приложение № 15), смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;
3.5.20.3. вымыть автобус на мойке, отметить путевой лист, убедившись в качестве наружной мойки автобуса;
3.5.20.4. поставить автобус для уборки салона на пункт ежедневного обслуживания, после проведения уборки салона автобуса убедиться в его качестве и отметить путевой лист о проведенной уборке;
3.5.20.5. поставить автобус на закрепленное за ним место;
3.5.20.6. записать в путевом листе остаток топлива при невозможности заправки, показания спидометра;
3.5.20.7. подписать путевой лист у механика ОТК;
3.5.20.8. пройти послерейсовый медицинский осмотр;
3.5.20.9. оформленный надлежащим образом путевой лист сдать диспетчеру. Несвоевременная сдача путевого листа диспетчеру или его утеря не допускается.
3.5.20.10. Сдать диспетчеру забытые вещи пассажиров с записью в журнале.
4. Права водителя
4.1. Водитель имеет право участвовать в проверке технического состояния и приемке автобуса перед выездом на линию и после выполнения технического обслуживания и ремонта автобуса.
4.2. .Водитель имеет право требовать своевременной информации об изменении графика работы на линии (не менее чем за сутки до начала работы), а также оформления необходимых документов в случае вынужденного преждевременного возврата с линии, требовать от диспетчера занесения в путевой лист данных кондуктора при его замене.
4.3. Водитель имеет право на остановках производить проверку у пассажиров наличия проездных билетов, а также документов, дающих право на льготный проезд.
4.4. Водитель имеет право требовать у руководителя подразделения (начальника, механика колонны) проверки полноты заправки топливного бака в соответствии с путевым листом.
5. Ответственность водителя
5.1. Водитель несет ответственность:
5.1.1. За нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее выход из строя агрегатов и узлов автобуса, водитель несет материальную ответственность.
Причину выхода из строя автобуса устанавливает работодатель.
5.1.2. За допущенные во время работы нарушения водитель, в зависимости от их характера, привлекается в установленном порядке к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, материальной ответственности.
5.1.3. За неисполнение приказов и распоряжений (письменных и устных) уполномоченных должностных лиц, действующего законодательства, локальных нормативных актов предприятия в т.ч. настоящей должностной инструкции.